Сергей Агапкин
Для начала давайте разберемся, что же такое «Адекватная йога»?
Сам термин «Адекватность» означает – соответствие. Соответствие текущему моменту, окружающей обстановке, состоянию здоровья, социальным нормативам и т.п.
То есть «Адекватная йога» это та йога, которая может достаточно гибко и модульно использоваться в зависимости от того, что на санскрите носило название «деша кала патра» - время, место и обстоятельства.
Потому, что не секрет, что во многих случаях, когда та или иная «классическая» практика, которая выполняется на протяжении десятков, а то и сотен лет, применяется к конкретному человеку, всплывает целый ряд обстоятельств, мешающих эффективно ее выполнять и получать результаты.
Это могут быть обстоятельства, связанные с уже имеющимися проблемами со здоровьем. То есть человек, в силу тех или иных ограничений, не может выполнять некоторые асаны.
Это обстоятельства, связанные с климатом. Потому, что известно, что в жарком климате, допустим, асаны на растяжку выполняются значительно лучше, чем в холодном. В холодном климате требуется значительно больше разогревающих техник – вьяям. А в жарком климате вьяямы, наоборот, дают избыточную нагрузку на сердечно-сосудистую систему.
Немаловажное значение имеет продолжительность светового дня. Потому, что это влияет на уровень серотонина и мелатонина – двух основных гормонов, которые регулируют суточные ритмы человека. Правило многих индийских школ практиковать на рассвете зачастую связано не столько религиозными воззрениями, сколько с тем, что в это время воздух хотя бы немного прохладный. Потому, что на протяжении всего остального дня практик сталкивается с вероятностью перегрева при слишком интенсивных занятиях. В наших широтах подобные проблемы человеку не грозят.
То же самое касается вопросов питания. Анализируя тексты, мы можем увидеть достаточно строгий запрет на употребление богатых белком продуктов в Индии и, при этом, достаточно вольный взгляд на употребление белка, в том числе и животного, в тибетских школах. В Тибете климат достаточно суровый, поэтому опасность перегрева во время практики той же пранаямы не возникает. Достаточно просто выйти и сесть на снег.
Таким образом, можно говорить о том, что адекватной называется та йога, которая в своей основе уже имеет идею адаптации к конкретным условиям и нуждам практикующих.
«Адекватная йога», как отдельное направление, появилась в результате переосмысления целого ряда достойнейших школ йоги: свастха-йога Мохана, йога Дхирендры Брахмачари, йога Айенгара. Каждая из школ заслуживает уважения и отдельного изучения. Но, как мне показалось, эти школы акцентируются на каком-то одном вопросе, а все остальные либо рассматривают поверхностно, либо вовсе оставляют «за бортом».
Большая часть того, что сегодня называют йогой, это практика, созданная в конце 19 – начале 20 веков группой индийских энтузиастов, которые провозгласили лозунг «Йога как физическая культура». А современный человек живет в обществе, где структура познания определяется наукой. Соответственно, особое внимание на курсе уделяется тем предметам, которые необходимы для понимания и осознания механизмов работы тела человека: анатомии, физиологии, биохимии и биомеханики.
На этих дисциплинах базируется все дальнейшее понимание выполнения вьяям, виньяс, асан и пранаям.
Однако это не означает, что из курса исключены психотехники йоги. Им также уделяется значительное время. И мы делаем попытку переосмысления различных психотехник йоги в разрезе современной нейрофизиологии и нейропсихологии.
Надо сказать, что это не идет в разрез с традиционным пониманием йоги, так следует помнить, что однобокого традиционного понимания йоги никогда не существовало и практика рассматривалась в традиции 6 даршан, т.е. 6-ти мировоззренческих систем древней Индии, одной из которых был материализм.
Поэтому, любая мировоззренческая парадигма одинаково хорошо подходит для объяснения практики йоги.
В нашем случае, эта парадигма - научная.